Федеральная антимонопольная служба рассказала, как призвать SMS-спамеров к ответу. Абоненты сотовых операторов получили конкретные инструкции: как правильно жаловаться на назойливые сообщения, какие требуются документы и доказательства. Служба также привела конкретный пример — за незаконную рекламу услуг оштрафовали банк. Посвященная этим вопросам публикация появилась на сайте ФАС России. По сообщению службы, «Хоум Кредит энд Финанс Банк» заплатит 100 тысяч рублей за незаконную рассылку SMS-сообщений с рекламой. Без согласия абонента распространение SMS-рекламы незаконно, подчеркивают антимонопольщики. При этом они обращают внимание, что в договорах на оказание услуг связи порой уже прописано такое согласие. Подготовленная ФАС инструкция для граждан, пострадавших от навязчивых сообщений, выглядит так:
Если Вы хотите обратиться к нам с жалобой на получение SMS — рекламы, согласие на которое не давали, то к самой жалобе необходимо приложить:
Обращаем Ваше внимание на договор по оказанию услуг связи. Во многих случаях в нем уже содержится согласие на получение любой SMS-рекламы.
Письма, обращения, жалобы можно направлять:
Напомним, правовые основы деятельности в области связи на территории РФ устанавливает закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ. Он также определяет полномочия органов власти в области связи, права и обязанности лиц, пользующихся услугами связи.
Распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама признается распространенной без предварительного согласия, если рекламораспространитель не докажет, что оно было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Таковы требования закона о рекламе.
Нарушение законодательства о рекламе наказывается по статье 14.3 КоАП РФ. Для граждан штраф составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч, для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Как мы сообщали ранее, за незаконную рекламную СМС-рассылку ФАС России оштрафовала и её заказчика, и сотового оператора, который способствовал нарушению закона. Компаниям «Мегафон» и «Подиум» придётся заплатить 110 тысяч рублей. Фирмы распространяли SMS-рекламу без согласия абонента на ее получение. ОАО «Подиум» было рекламодателем и рекламораспространителем. ОАО «Мегафон» антимонопольщики также признали рекламораспространителем.
Обычно в подобных случаях сотовые операторы себя виноватыми не считают. "Вы оставили свой номер телефона где-то в Интернете", — говорят они. В службе поддержки абоненту зачастую предлагают обратиться в ту фирму, которая шлёт ему рекламу.
Добавим, что ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом «О защите конкуренции» и Положением о Федеральной антимонопольной службе.
Статья 14.3 КОАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе
«О защите конкуренции»
Положением о Федеральной антимонопольной службе
закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
закона о рекламе
рекламы