201
Оставить комментарий Распечатать

Государственные закупки защитят от кризиса и коррупционных схем

Размер шрифта:
Правительство РФ разработало комплекс законопроектов, направленных на продление действия антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также на борьбу с коррупцией, которая зачастую практикуется участниками госзакупок.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - такое одинаковое название носят два законопроекта, разработанных Минпромторгом в исполнение поручения Правительства РФ от 12 августа 2015 г. № РД-П7-5444. Третий законопроект носит название "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части особенностей закупок технически и (или) технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции)", однако, также направлен на усовершенствование существующего механизма закупок.

Ранее чиновники решили, что осуществлять государственные закупки будет возможно только на электронных площадках. Контроль за закупками передали в ведение ФСБ и ФНС. Однако такие защитные меры показались недостаточными и Правительство РФ решило изменить нормы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части борьбы с "откатами", которые бюджетники получают за исполнение государственных или муниципальных заказов.

Материал по теме

За электронными госзакупками будут наблюдать ФСБ, ФНС и Минсвязи

Для этого предложено создать единую информационную систему информации о привлекаемых к исполнению крупных государственных и муниципальных контрактов соисполнителях и субподрядчиках. Такие организации и граждане-предприниматели будут включены в единую базу данных, при условии совокупного объема привлечения их к исполнению государственного контракта в объеме, превышающем 10% от его цены. Согласие на обработку персональных данных для включения в реестр единой информационной системы не потребуется.

Такие меры, по мнению разработчиков законопроекта, позволят обеспечить своеобразный общественный контроль за участниками исполнения госконтрактов. Факты привлечения недобросовестных посредников быстро станут достоянием общественности. Кроме того, сведения из единой базы данных будут доступны потенциальным заказчикам и подрядчикам, что позволит отклонять участие таких исполнителей еще на стадии рассмотрения их заявок. Для максимального освещения хода закупок предлагается снизить ценовой порог контрактов, при котором возможно раскрытие информации о соисполнителях и субподрядчиках.

Защита контрактов на поставку технически или технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции будет также происходить по новым принципам. В такие контракты предлагается включать определенные условия, направленные на возникновение договорных прав и обязанностей сторон только после получения положительного заключения государственной экспертизы и после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Такой подход позволит осуществлять закупки технически и технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции конкурентными способами и снизит количество контрактов, при заключении которой у сторон возникали проблемы, нередко приводящие к судебным разбирательствам.

Помимо всего этого, чиновники собираются продлить действие ряда антикризисных мер из

Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на период 2016 года. В частности, по контрактам, срок исполнения которых завершается в 2016 году, появится возможность изменить срок исполнения и цену, по согласованию сторон. Также заказчики не будут требовать обеспечение исполнения контрактов от участников закупки и при предъявлении требований к исполнению банковских гарантий по контракту получат возможность устанавливать график поэтапного погашения задолженностей коммерческих банков.

Все эти меры должны сделать государственные закупки доступней и прозрачней, а также повысить конкурентоспособность поставщиков и подрядчиков в условиях финансового кризиса. Учитывая, что государственное обеспечение, большей частью осуществляется за счет продукции отечественных производителей, то меры по совершенствованию государственных закупок прямо направлены на их поддержку. Авторы законодательных инициатив рассчитывают сделать расходование бюджетных средств более прозрачным и рациональным, исключив из него суммы "откатов" для посредников и субподрядчиков. А если с ними согласятся и депутаты Государственной Думы РФ, новые условия начнут действовать уже с 1 января 2016 года.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай