Главные распорядители и главные администраторы средств бюджета составляют специальные карты при проведении аудита. Их еще называют планами аудиторской проверки. Так распорядители планируют, кого и когда будут проверять в следующем году.
Зачем проводят бюджетный аудит и как его планируют
Внутренний финансовый аудит обязателен для учреждений госсектора — подразделений Минфина, федеральных казенных учреждений, бюджетных учреждений, которые получают финансирование из федбюджета. ВФА проводят структурные подразделения вышестоящих органов:
- главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;
- главных администраторов доходов бюджета;
- главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и др.
Требования к ВФА описан в Бюджетном кодексе — статьях 157, 160.2-1, 165 БК РФ. А регламент процедуры приводится в федеральных стандартах для учреждений госсектора — Приказах Минфина:
- № 195н от 21.11.2019;
- № 196н от 21.11.2019;
- № 237н от 18.12.2019;
- № 91н от 22.05.2020;
- № 160н от 05.08.2020;
- № 120н от 01.09.2021.
А в стандарте из Приказа № 120н о ВФА для подтверждения достоверности бухотчетности указали, что достоверность отчетов главных администраторов подтверждается одновременно и для индивидуальной, и для консолидированной отчетности. А еще в Приказе № 120н уточнили порядок подготовки суждения аудиторов о достоверности отчетности ГАБС, который передал полномочия по ведению бухучета. Для таких администраторов не формируют суждение о достоверности отчетности и не отражают его в заключении контролеров.
Разберемся с ключевыми целями ВФА:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля. Под ВФК понимают процессы ГАБС и ГРБС для соблюдения законов, правил и нормативов по исполнению бюджетных полномочий;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности, соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии Минфина, ведомственным и подведомственным актам (п. 5 ст. 264.1 БК РФ);
- повышение качества финансового менеджмента.
Главные распорядители, главные администраторы определяют периодичность и сроки аудиторских мероприятий. Кроме того, они обязаны разрабатывать и утверждать документацию по проверке (Приказ Минфина № 246 от 01.06.2021). Вот перечень базовых документов:
- план аудиторской проверки;
- предложения по формированию проверочного плана, изменению плановых документов, организации внепланового аудита;
- программа проверки и предложения по ее изменению;
- объяснения, которые предоставили аудиторам в ходе контрольных мероприятий;
- обращения к экспертам;
- предложения по приостановлению, продлению ревизии;
- промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
- проекты заключения, окончательные заключения (к примеру, по итогам ревизии кассового обслуживания составляют заключение аудиторского мероприятия о кассовом плане по доходам и расходам получателя средств бюджета);
- возражения и предложения проверяемых учреждений;
- план совершенствования бюджетного процесса;
- годовая отчетность проверяемого учреждения;
- реестр бюджетных рисков.
После того как аудиторы запланируют контрольные мероприятия, они разрабатывают и утверждают программу ВФА. По правилам, ревизию планируют заранее — в текущем году составляют план контроля на следующий год. Ревизоры проверяют учреждения по результатам отчетного периода и после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.
Как составить план проверки
План ревизии — это поэтапные контрольные мероприятия, которые аудиторы собираются проводить в рамках проверки. Порядок, как составить план по итогам финансовой проверки и до начала ревизии, закреплен в госстандарте (п. 3-9 СГС из Приказа № 237н).
Для каждого подведомственного учреждения проверку планируют отдельно. В плане указывают тему контрольных мероприятий и дату (месяц) окончания ревизии. При планировании ревизии учитывают:
- существенность операций финансово-хозяйственной деятельности — влияют ли проверяемые события на бюджетную отчетность;
- выборку операций учреждения и ее объем;
- риски после окончания проверки;
- возможность внепланового контроля;
- сроки надзорных мероприятий.
План аудита утверждают до начала того года, в котором планируется проверка. Вместе с планом утверждают и программу. В программе ВФА учитывают такие вопросы по ревизии:
- анализ законности финансово-хозяйственной деятельности;
- соответствие учетной политики учреждения действующему законодательству;
- уровень автоматизации организационных и учетных процессов;
- права доступа пользователей организации к базам данных;
- порядок работы с первичкой, корректность составления отчетности и другие вопросы.
Вот пример финансовой проверки в организации — план контрольных мероприятий от главного администратора средств бюджета.
Может пригодиться:
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец программы аудиторского мероприятия при проведении внутреннего финансового аудита по КБК 247 (бланк для заполнения)
Скачать заполненный образец плана внутренних контрольных мероприятий бюджетного учреждения
Скачать образец порядка финансового аудита в казенном учреждении
Скачать образец внутреннего финансового аудита в централизованной бухгалтерии из КонсультантПлюс
-
Задорожнева Александра
2023-01-10 08:48:14Для государственных и муниципальных бюджетных учреждений внутренний финансовый аудит — обязательная процедура. А вот коммерция может создать собственную службу внутреннего аудита в добровольном порядке. Это поможет всесторонне анализировать применение норм действующего законодательства и оптимизировать бизнес-процессы компании благодаря локальным системам контроля.