Как нормируются госзакупки в 2024 году

Размер шрифта:

Нормирование в сфере закупок выражается в специальных требованиях к объему расходов и оценке результатов госзаказа. Установленные нормы обязательны к применению при ведении закупочной деятельности.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Нормирование госзакупок помогает контролировать цены и повышать эффективность расходов.
  2. Каждый регион и орган власти сам устанавливает правила для покупок товаров и услуг.
  3. Ведомства создают перечни с нужными товарами, работами и услугами, которые они могут закупать.
  4. Для проверки есть специальные службы контроля.
  5. Если органы не следуют установленным правилам нормирования, на них могут наложить штраф.

Что такое нормирование в сфере закупок

Нормирование в госзакупках — это ограничении цен и характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг. Кроме того, оно выражается в ограничении затрат на содержание госорганов. Эти нормы вводят с целью не допустить таких излишеств в госзакупках, как предметы роскоши (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ).

Каждый орган власти, как федеральной, так и местной, самостоятельно нормирует закупки для себя и подведомственных заказчиков. Порядок нормирования для конкретного уровня устанавливают российское правительство, региональные, муниципальные и местные власти. Документы нормирования опубликованы в Единой информационной системе и доступны всем пользователям. Таким образом, нормирование в сфере закупок — это 44-ФЗ (ст. 19), постановления правительства (ПП РФ № 476 от 18.05.2015, ПП РФ № 926 от 02.09.2015, ПП РФ № 1047 от 13.10.2014) и нормативные акты местных властей.

В ст. 19 44-ФЗ разъясняется, кто должен делать нормирование по 44-ФЗ — органы власти всех уровней и главные распорядители средств бюджета (ГРБС). Через механизм нормирования государственная и муниципальная власть с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают особые критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики приобретаемых товаров, работ, услуг избыточными и смогут ли они их закупить.

ВАЖНО!
В 2024 г. заказчики из п. 2 ПП РФ № 2559 от 31.12.2022, в том числе государственные, муниципальные учреждения и унитарные предприятия, вправе не руководствоваться положениями ст. 19 44-ФЗ и не нормировать госзакупки (пп. «а» п. 1, пп. «а» п. 2 ПП РФ № 2559).

Как организована система нормирования госзакупок

По 44-ФЗ нормирование в сфере закупок предполагает установление требований к товарам, работам, услугам и нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). К таким требованиям относятся качественные, количественные, потребительские свойства продукции (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ).

Кроме условий к свойствам и качествам изделий, устанавливаются и нормативные затраты по 44-ФЗ — предельные цены и расходы на приобретаемые товары, работы или услуги. Главный критерий, который соблюдается при разработке таких правил, — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ч. 2 ст. 19 указано, с какой целью предусмотрено нормирование закупок 44-ФЗ — для предотвращения заказов продукции с избыточными потребительскими свойствами. Внедрение нормативов способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования заказов и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего заказчики не вправе приобретать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

В 44-ФЗ указано, кто устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд — российское правительство. Кроме того, собственные правила устанавливают такие структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

Систему нормирования условно разделяют на 3 уровня.

Первый уровень — общие правила нормирования в сфере закупок устанавливает правительство РФ. В правительстве определяют, как нормировать закупки, обязательные для применения всеми субъектами нормирования. Основные нормативные акты:

  1. ПП РФ № 476 от 18.05.2015 — общий порядок издания документов в сфере нормирования.
  2. ПП РФ № 926 от 02.09.2015 — общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг.
  3. ПП РФ № 1047 от 13.10.2014 — общие правила определения нормативных затрат на обеспечение госорганов.

На основании этих документов формируют все правила в системе нормирования закупок (ч. 3 ст. 19 44-ФЗ).

Второй уровень — разработка правовых актов о нормировании и правила формирования требований к продукции в формате ведомственных перечней, правила определения нормативных затрат. Эти нормы предназначены для федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Их разрабатывают для своих органов власти российское правительство, региональные правительства и местные администрации на основании актов первого уровня (ч. 4 ст. 19 44-ФЗ).

Третий уровень — отраслевой, который устанавливает нормы и требования к товарам и нормативные затраты, которые заказчики обязаны соблюдать при закупках. Эти правила нормирования для бюджетных учреждений по 44-фз (равно как и для других подведомственных заказчиков) утверждают государственные, муниципальные органы, главные распорядители средств бюджета из числа учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения (ч. 5 ст. 19 44-ФЗ). Основанием являются акты, принятые на двух первых уровнях.

Как устанавливают правила нормирования в госзакупках

Федеральная контрактная система устанавливает основные цели нормирования в сфере закупок — контроль над нецелевыми и избыточными заказами. Для реализации этих целей правительство утверждает общий порядок, а после этого определяются локальные правила и нормативные затраты (ч. 3, 4, 5 ст. 19 44-ФЗ).

Для федеральных органов, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и некоторых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения из ч. 4.1 ст. 19 44-ФЗ действуют такие нормы в закупках:

  1. Требования к товарам, работам, услугам, в т. ч. предельные цены, утверждаются в виде ведомственных перечней по специальной форме. В эти перечни включают товары, работы, услуги из Обязательного перечня, утв. российским правительством. Такие заказчики вправе утвердить и другие характеристики, но тогда в ведомственный перечень необходимо включить их обоснование. Кроме того, заказчики смогут добавить в ведомственный перечень и иные товары, работы, услуги (п. 2, 6 Правил из ПП РФ № 927 от 02.09.2015, Письмо Минфина № 24-01-06/61190 от 13.08.2019).
  2. Нормативные затраты определяются по методике, утв. ПП РФ № 1084 от 20.10.2014. В этой методике приведены формулы расчета по различным видам затрат — к примеру, на услуги связи, содержание имущества, транспортные услуги. По тем видам затрат, которых нет в методике, органы самостоятельно устанавливают правила расчета (п. 3 Правил из ПП РФ № 1084).
  3. Проекты актов с требованиями и нормативы затрат размещают в ЕИС для общественного обсуждения. Срок такого обсуждения — не менее 5 рабочих дней со дня публикации (п. 5, 6 Требований из ПП РФ № 479).
  4. Утвержденные нормативные затраты и ведомственные перечни размещаются в ЕИС в течение 7 рабочих дней. Если их не опубликовать, то это приведет к штрафу по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ (п. 16 Требований из ПП РФ № 479, ч. 6 ст. 19 44-ФЗ).

На уровне регионов порядок нормирования определяет правительство субъекта. К примеру, в Московской области нормы установлены постановлением правительства МО № 1411/49 от 29.12.2015. Для муниципальных заказчиков нормы вводят местные администрации.

Как заказчикам использовать нормативы в сфере закупок

Чтобы найти документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь к ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в ЕИС. Найдите в меню «Правила нормирования в сфере закупок» раздел «Планирование». Там есть утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.

ВАЖНО!
При описании объекта закупки обязательно учитывайте характеристики и предельные цены товара, работы, услуги, которые установили в ведомственных перечнях и нормах затрат.

Как контролируют нормирование в сфере закупок

Проверка соблюдения нормативных правил в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений и операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ). Контроль на государственном и муниципальном уровнях осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность, правильность составления и ведения отчетности.

Ответственность за нарушение несут должностные лица. Планы-графики заказчиков должны содержать приложения со включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель заказа и реквизиты акта о нормировании. По правилам ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ за несоблюдение требований документов нормирования должностным лицам грозит штраф от 20 000 до 50 000 рублей.

Читайте также:

  • 2024-05-08 07:57:09
    Прямого запрета на закупку предметов роскоши в Федеральной контрактной системе нет. Определение таких предметов в 44-ФЗ также отсутствует. Но на практике предметами роскоши считаются дорогостоящие товары с избыточными потребительскими свойствами, которые не нужны для обеспечения государственных или муниципальных нужд в каждом конкретном случае.
Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.