Верховный суд о госзакупках. День за днем. 30.04.24

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по следующим вопросам: прекращение обязательств после расторжения контрактов; неправомерность требования сертификатов соответствия, декларации о соответствии и других документов при подаче заявок на закупку; оценка предложений в контексте НДС, нарушающая равные условия участия в закупке.

Прекращение обязательств по договору после его расторжения

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при расторжении договора (контракта) прекращается обязанность подрядчика (поставщика, исполнителя) совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (контракта). В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 апреля 2024 года № 307-ЭС24-4546 по делу № А56-63084/2020, Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2023 года по делу № А56-63084/2020

Недопустимость требования документов о соответствии при подаче заявок

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что незаконно требовать от участников закупки по 223-ФЗ в составе заявки (в закупочной документации): сертификаты соответствия и декларацию соответствия, паспорта качества, технические условия, гарантийные документы на поставляемый товар, документы, подтверждающие испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее), так как:

  • отсутствие данных документов на момент подачи заявки не свидетельствует о невозможности исполнения ими обязательств по заключаемому договору;
  • фактически, отсутствие в составе заявки таких документов, сопровождающих уже саму передачу продукции, не свидетельствует о невозможности участника закупки надлежащим образом выполнить договор;
  • указанные требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ;
  • казанные требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого товара надлежащим образом;
  • указанные требования обременяют участника закупки обязанностью заблаговременно приобрести указанную продукцию, а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке;
  • указанные требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования;
  • сертификат соответствия, декларация о соответствии являются товарно-сопроводительными документами, подтверждающими качество товара. Исходя из требований действующего законодательства, не допускается требовать представление указанных документов в составе заявки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 апреля 2024 года №302-ЭС23-12983 по делу № А33-16496/2022, Решение АС Красноярского края от 12 октября 2023 года по делу № А33-16496/2022

Оценка предложений участников закупки без учета НДС и последствия для заказчика

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что установление Заказчиками по 223-ФЗ (в частности, ПАО "Сахалинэнерго") в закупочной документации Правил оценки предложений участников закупки по критерию цена без учета НДС, независимо от того, является ли участник плательщиком НДС или нет, - является незаконным, т.к. предложения всех участников оцениваются без НДС, а договор с победителем закупки заключается по цене с НДС. Оценивая ценовые предложения без учета НДС, заказчик фактически представляет преимущества лицу, являющемуся плательщиком НДС в связи с тем, что участник, НДС не уплачивающий, вынужден снижать свое ценовое предложение как минимум, на размер НДС, чтобы только быть наравне с лицом, являющимся плательщиком НДС.

ВАЖНО!
Заказчик, установив порядок сравнения ценовых предложений путем приведения к единому базису путем сравнения ценовых предложений участников без НДС, нарушил приведённые положения, содержащиеся в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 апреля 2024 года № 303-ЭС24-5471 по делу № А59-324/2023, Решение АС Сахалинской области от 30 июня 2023 года по делу № А59-324/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Кулаков Александр
Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.