Президент внёс в Государственную Думу проекты федеральных законов "О полиции" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О полиции". Документ был доработан по результатам общественного обсуждения. Увидеть документ со всеми изменениями можно на сайте, где проходило обсуждение. Среди целей документа – "закрепление партнёрской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества". Документ подготовлен с учетом международных правовых норм в этой сфере. Он детально определяет основные направления деятельности полиции, её права и обязанности, регламентирует применение мер принуждения, оружия и спецсредств. Вступление правового акта в силу запланировано на 1 марта 2011 года.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект устраняет несогласованность норм различных законов, а также пробелы в правовом регулировании деятельности милиции. "Полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами", - подчеркивается в документе.
Основными целями законопроекта являются: закрепление партнёрской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; чёткое определение обязанностей и прав полиции, а также правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности этой деятельности; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.
Законопроектом предлагается определить следующие основные направления деятельности полиции:
- Защита личности, общества, государства от преступных посягательств;
- Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- Выявление, раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
- Розыск лиц;
- Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- Охрана общественного порядка;
- Обеспечение безопасности дорожного движения;
- Контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия;
- Контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- Охрана имущества и объектов на договорной основе;
- Государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Согласно законопроекту, принципами деятельности полиции являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан и др. Каждый принцип рассматривается в рамках отдельной статьи, в которой он наиболее полно раскрывается.
В главе 3 изложены обязанности и права полиции. Права полиции конкретизированы. Исключены некоторые нормы, не имеющие чёткого юридического содержания и позволяющие произвольно (без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдения определённых сроков) ограничивать права граждан и организаций, а также касающиеся несвойственных полиции функций в сфере контрольной и надзорной деятельности.
Глава 4 "Применение полицией отдельных мер государственного принуждения" содержит нормы, регламентирующие порядок применения полицией следующих мер государственного принуждения: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов... В законопроекте определены исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полиция может применять задержание, а также основания такого задержания.
Глава 5 "Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия" разработана на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН. Определяются пределы, условия и порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, а также особенности их применения, в частности, при массовом скоплении людей.
Особое внимание в законопроекте уделяется вопросам проверки сотрудников полиции на профпригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Для сотрудника полиции устанавливается перечень ограничений и запретов. Установлена ответственность сотрудника полиции.
За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудник полиции подлежит увольнению по следующим основаниям: неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию и др.
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.